Организация научно-исследовательской работы студентов ВУЗ-ов Челябинской области

Вс, 11/13/2011 - 15:02

Центральной задачей высшего учебного заведения является дальнейшее повышение качества подготовки специалистов с требованиями научно-технического прогресса, с общим уровнем современных научных знаний в рамках изучаемых дисциплин.
В решении этих задач большое значение приобретает совершенствование системы планирования, организации и контроля за качеством учебно-воспитательного процесса, как одного из важных звеньев эффективного управления им на кафедрах, факультетах и в вузе в целом.
Одним из основных средств подготовки высоквалифицированных специалистов является привлечение студентов к активной научно-исследовательской работе (НИРС).
Есть формы НИРС, включенный в учебный процесс (УИРС) и формы НИРС, выполняемой во внеурочное время (научное студенческое объединение).
Кстати, любое «Объединение молодых ученых и специалистов» созданное при ВУЗе, является добровольной организацией, имеющей своей основной целью создание благоприятных условий для реализации научного потенциала студентов, аспирантов и молодых ученых высшего учебного заведения, в соответствии с чем реализуются следующие задачи:
 - содействие работе ВУЗа по повышению качества подготовки специалистов, по овладению студентами передовыми достижениями науки на основе изучения общих и специальных дисциплин;
 - развитие у студентов умений творческой исследовательской работы в целях подготовки наиболее способных из них к научной деятельности;
- информирование молодых ученых о грантовых программах, проведений конференций, научных семинаров, симпозиумов;
- поддержание и развитие инновационных проектов молодых ученых и студентов вашего учебного заведения;
 - реабилитация социального статуса молодого ученого посредством повышения престижности научной работы;
 - материальное и моральное стимулирование.
Во многих вузах страны ведутся настойчивые поиски путей совершенствования учебного процесса, улучшения подготовки кадров. Возросшие требования к подготовке специалистов с высшим образованием, необходимость насыщения учебных курсов научными данными – все это оказывает заметное влияние на содержание научной подготовки студентов учебных заведений различного профиля.
Во многих вузах НИРС существует как самоцель – перестройки реальной работы со студентами не произошла. Причины как нам кажется кроятся в недооценки важности реализации плана организации НИРС и, как следствие этого, формальный подход к его разработке, отсутствие обоснованной методологии и процедуры разработки такого плана; планирование не «снизу» (со специализации), а с «сверху» (с общевузовского плана).
С учетом опыта организации НИРС во многих российских вузах и своего собственного, необходимо разработать свою модель оптимизации научно-творческой деятельности студентов и молодых ученых с учетом возросших требований современного общества к качеству подготовки будущих специалистов.  
Принципиальная новизна НИРС, включаемый в учебный процесс не только по курсу специализации и кафедрам (не только по курсу специализации и кафедрам, например, медико-биологического, гуманитарного и технического цикла), но и всех других кафедр, заключается в том, что не отдельные элементы, а вся учебная работа в вузе должна стать преимущественно учебно-исследовательской.
Опыт показывает, что низкий уровень НИРС во многих вузах связан в первую очередь с низки уровнем организации разработки комплексных планов. В частности не во всех созданы факультетские советы по НИРС, а там, где они созданы, в их составе или составе методической комиссии не выделен сектор по планированию НИРС. Это приводит к тому, что планирование осуществляется формально.
В заключение хочется сказать, что научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, — всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований.
Студенты, занимающиеся научной работой, — это не самая большая часть затрат бюджета вуза; они требуют главным образом моральной поддержки.
 
Руководитель научного отделения Наука и образование в сфере физической культуры и спорта                             
В.Н. Пидуков