Областной школе молодого исследователя три года: считаем, анализируем, делаем выводы
С октября 2013 по март 2014 года на базе ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» при поддержке Главного управления молодежной политики, Совета молодых ученых и специалистов была организована Областная школа молодого исследователя. Проект реализуется три года, в формате областного – последние два. За три года в проекте приняли участие более 150 студентов и аспирантов из 11 ВУЗов трех городов Челябинской области.
С октября 2013 по март 2014 года на базе ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» при поддержке Главного управления молодежной политики, Совета молодых ученых и специалистов была организована Областная школа молодого исследователя. Проект реализуется три года, в формате областного – последние два. За три года в проекте приняли участие более 150 студентов и аспирантов из 11 ВУЗов трех городов Челябинской области (рис. 1).

Рис. 1. Количественный состав участников по итогам трех лет реализации проекта
Областная школа молодого исследователя стала инновационной образовательной и научной площадкой для студентов и аспирантов различных направлений подготовки. Компакт-семинары построены на интерактивных образовательных формах – тренингах, дискуссиях, деловых играх, встречах с практикующими специалистами. Результатом обучения является подготовка научного проекта и его презентации. Помимо участия в очных семинарах по итогам каждого из этапов участники получают задание (обоснование актуальности, разработка концепции проекта и др.), а по итогам его выполнения – обратную связь от экспертов.
По итогам реализации в 2011-2012 и 2012-2013 учебном году проект:
Реализация проекта в 2014 году включала 3 этапа: от мотивационного семинара в октябре до компакт-семинара в марте, включающего защиту проектов с привлечением внешних экспертов (рис. 2).

Рис. 2. Этапы проекта в 2013-2014 учебном году
В Областной школе молодого исследователя 2013-2014 года на начальном этапе в программе приняли участие 73 студента и аспиранта (рис. 3), из которых студентов Южно-Уральского института управления и экономики - 29% (20 человек), Магнитогорского государственного технического университета им. Носова (ранее МАГУ) – 19% (14 человек), Российского государственного торгово-экономического университета – 17% (12 человек), Уральской государственной академии ветеринарной медицины – 11% (8 человек), Уральского социально-экономического института – 7% (5 человек), Челябинского государственного педагогического университета – 7% (5 человек), Южно-Уральского государственного университета – 5% (4 человека), Челябинской государственной академии культуры и искусств – 4% (3 человека), Российской академии народного хозяйства и государственной службы – 1% (1 человек).

Рис. 3. Состав участников Областной школы молодого исследователя 2014
Успешно завершили школу, представив разработанный проект или проектную идею, и получили сертификаты (рис. 4) – 48 участников (студенты – 74%, магистранты – 5%, аспиранты – 21%). Три проекта из представленных по итогам защиты были отмечены экспертами как рекомендуемые к дальнейшей реализации и получили письма поддержки, остальным проектам были сделаны предложения по доработке.

Рис. 4. Сертификат участника Областной школы молодого исследователя
В качестве экспертной комиссии на итоговом этапе выступили:
Анализ форм обратной связи показал, что 100% слушателей оценивают содержание семинаров как оптимальное (выбор из трех вариантов ответа – малосодержательно, оптимально, семинары перегружены информацией). Уровень организации школы как средний оценили 16% участников, 84% - как высокий.
Помимо этого участники отметили, что «сильной стороной проекта является интерактивность семинаров и постоянная обратная связь с участниками», а «малое количество времени, отводимое на одну сессию, особенно, тренинг, направленные на развитие навыков презентации проектов». Среди рекомендаций участников по дальнейшему развитию проекта следует отметить следующие:
Данные рекомендации позволяют сформировать следующее видение развития проекта в 2014-2015 учебном году: