Областной школе молодого исследователя три года: считаем, анализируем, делаем выводы

Ср, 03/19/2014 - 22:50

С октября 2013 по март 2014 года на базе ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» при поддержке Главного управления молодежной политики, Совета молодых ученых и специалистов была организована Областная школа молодого исследователя. Проект реализуется три года, в формате областного – последние два. За три года в проекте приняли участие более 150 студентов и аспирантов из 11 ВУЗов трех городов Челябинской области.

С октября 2013 по март 2014 года на базе ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» при поддержке Главного управления молодежной политики, Совета молодых ученых и специалистов была организована Областная школа молодого исследователя. Проект реализуется три года, в формате областного – последние два. За три года в проекте приняли участие более 150 студентов и аспирантов из 11 ВУЗов трех городов Челябинской области (рис. 1).


Рис. 1. Количественный состав участников по итогам трех лет реализации проекта

Областная школа молодого исследователя стала инновационной образовательной и научной площадкой для студентов и аспирантов различных направлений подготовки. Компакт-семинары построены на интерактивных образовательных формах – тренингах, дискуссиях, деловых играх, встречах с практикующими специалистами. Результатом обучения является подготовка научного проекта и его презентации. Помимо участия в очных семинарах по итогам каждого из этапов участники получают задание (обоснование актуальности, разработка концепции проекта и др.), а по итогам его выполнения – обратную связь от экспертов.
По итогам реализации в 2011-2012 и 2012-2013 учебном году проект:

  • дважды признавался лучшим проектом в сфере развития научно-исследовательской деятельности студентов в рамках Всероссийского конкурса в сфере развития органов студенческого самоуправления «СтудАктив» (2012, 2013);
  • прошел конкурсный отбор и был представлен в 2013 году на Всероссийском студенческом форуме в г. Санкт-Петербург в номинации «Высшая лига»;
  • вошел в пятерку лучших проектов по поддержке и популяризации научной деятельности по версии Российского союза молодежи в 2014 году.

    Реализация проекта в 2014 году включала 3 этапа: от мотивационного семинара в октябре до компакт-семинара в марте, включающего защиту проектов с привлечением внешних экспертов (рис. 2).


    Рис. 2. Этапы проекта в 2013-2014 учебном году

    В Областной школе молодого исследователя 2013-2014 года на начальном этапе в программе приняли участие 73 студента и аспиранта (рис. 3), из которых студентов Южно-Уральского института управления и экономики - 29% (20 человек), Магнитогорского государственного технического университета им. Носова (ранее МАГУ) – 19% (14 человек), Российского государственного торгово-экономического университета – 17% (12 человек), Уральской государственной академии ветеринарной медицины – 11% (8 человек), Уральского социально-экономического института – 7% (5 человек), Челябинского государственного педагогического университета – 7% (5 человек), Южно-Уральского государственного университета – 5% (4 человека), Челябинской государственной академии культуры и искусств – 4% (3 человека), Российской академии народного хозяйства и государственной службы – 1% (1 человек).


    Рис. 3. Состав участников Областной школы молодого исследователя 2014

    Успешно завершили школу, представив разработанный проект или проектную идею, и получили сертификаты (рис. 4) – 48 участников (студенты – 74%, магистранты – 5%, аспиранты – 21%). Три проекта из представленных по итогам защиты были отмечены экспертами как рекомендуемые к дальнейшей реализации и получили письма поддержки, остальным проектам были сделаны предложения по доработке.

    Рис. 4. Сертификат участника Областной школы молодого исследователя

    В качестве экспертной комиссии на итоговом этапе выступили:

  • Винник Денис Александрович – доцент кафедры физической химии Южно-Уральского государственного университета, председатель Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области, к.т.н.,
  • Иоголевич Евгений Владимирович – доцент, начальник информационно-аналитического отдела Южно-Уральского государственного университета, к.э.н.,
  • Нагорная Оксана Сергеевна – проректор по научной работе Южно-Уральского института управления и экономики, д.и.н.,
  • Попова Инна Сергеевна – научный сотрудник Южно-Уральского института управления и экономики, к.п.н.,
  • Харланова Елена Михайловна – доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета, к.п.н.,
  • Валько Данила Валерьевич – научный сотрудник Южно-Уральского института управления и экономики.
    Анализ форм обратной связи показал, что 100% слушателей оценивают содержание семинаров как оптимальное (выбор из трех вариантов ответа – малосодержательно, оптимально, семинары перегружены информацией). Уровень организации школы как средний оценили 16% участников, 84% - как высокий.
    Помимо этого участники отметили, что «сильной стороной проекта является интерактивность семинаров и постоянная обратная связь с участниками», а «малое количество времени, отводимое на одну сессию, особенно, тренинг, направленные на развитие навыков презентации проектов». Среди рекомендаций участников по дальнейшему развитию проекта следует отметить следующие:
  • организовать дополнительную поддержку по разработке идеи проекта, а также ввести отдельную номинацию при защите, так как конкурировать идеям и готовым к реализациям проектам сложно;
  • получить информацию о написании диссертационного исследования;
  • увеличить количество домашних заданий, а также ввести дополнительные он-лайн консультации экспертов по проектам.
    Данные рекомендации позволяют сформировать следующее видение развития проекта в 2014-2015 учебном году:
  • продолжить практику развития сотрудничества с партнерскими ВУЗами ЧГПУ, УГАВМ, МГТУ им. Носова, организовать часть программы на базе партнёрских ВУЗов;
  • выделить отдельные образовательные блоки для молодых инноваторов в области гуманитарных, естественных и технических наук;
  • увеличить количество самостоятельной работы студентов над проектом путем введения элементов дистанционного обучения с возможностью удаленного консультирования по проектам;
  • организовать последнюю сессию в виде выездного двухдневного семинара, что позволит расширить тренинговую составляющую, а также даст больше возможностей по консультированию разработчиков проектов.